Воскресенье, 19.05.2024, 01:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Серебрякова Наталья Леонидовна

Меню сайта
Видео дня
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 24
Статистика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Достижение метапредметных результатов в первом классе средствами УМК "Начальная школа ХХI века"

 В новом ФГОС результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения. Ранее под образовательными результатами имелись ввиду предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания). В стандартах 2010 года наряду с предметными выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.

    Сегодня   целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. 

 Так, успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания (образовательная программа Н.Ф. Виноградовой «Школа XXI  века»), предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания.

       Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».   В настоящее время ценным является определить главную мысль текста, умение анализировать, как это связано с предыдущими темами, уметь найти связь с темами следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни, то, что ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике.  Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

  Цель  разработки метапредметного подхода в образовании и, соответственно, метапредметных образовательных технологий методисты    видят в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Уже в 1 классе на уроке обучения грамоте мы можем увидеть набор метапредметных позиций, с которыми работает учитель: это и «домик» (система), где живут гласные звуки, в котором почему-то есть свободные «квартиры» (еще не изученные звуки и буквы). А вопрос о том, куда бы поселить букву «я», становится главным для рождения гипотез, которые надо доказать.  Построение урока по принципу «от общего – к частному», заложенный в системе развивающего обучения, обучение самоконтролю и самооценке, работа с различением звуков и букв, мягких и твердых звуков в звуко-буквенном анализе и даже   начальные пробы рефлексии под руководством учителя («почему у нас возник вопрос?») – все на уроке в первом классе работает на освоение общих учебных умений.

Практически все разделы курса «Окружающий мир» могут быть изучены не только по материалам учебников, но и при активном использовании ресурсов Интернета. Это, прежде всего, электронные энциклопедии и словари, сайты естественнонаучных музеев, а также любые материалы в Сети, подходящие для получения информации по изучаемой теме. 

Еще одно требование к метапредметным результатам обучения «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий   для решения коммуникативных и познавательных задач» ставит вопрос об изменении в некоторых подходах к изучению отдельных учебных предметов, в частности, к математике в начальной школе. Визуализация обучения математике выходит на новый уровень – уровень возможности моделирования и самопроверки, опоры на практический опыт ребенка. Дети приобретают коммуникативные навыки, работая в группах.  Учатся доказывать или опровергать мнение товарищей, оценивать работу, организуя дискуссию. В игровой форме учатся работать  над гипотезами и находят способ решения - наблюдение.

  Ученик может использовать свои предметные знания в других областях. А метапредметное правило можно   проверить на любом другом предметном материале.

       Таким образом,   универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.   Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nata (27.05.2011)
Просмотров: 6451 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Омское время
Добро пожаловать!
Время жизни сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz