В новом ФГОС результаты освоения программы
рассматриваются с трех точек зрения. Ранее под образовательными результатами
имелись ввиду предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания). В стандартах 2010 года наряду с
предметными выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору
индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции;
сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные
обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия)
результаты.
Сегодня целью является научить ребенка самому
добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических
знаний.
Так, успешное
выполнение любого предложенного в учебнике задания (образовательная программа
Н.Ф. Виноградовой «Школа XXI века»),
предполагает использование учащимися дополнительных источников информации,
таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже с первого
класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания.
Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши
замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет
желания учиться». В
настоящее время ценным является определить главную мысль текста, умение
анализировать, как это связано с предыдущими темами, уметь найти связь с темами
следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни,
то, что ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения качества знаний
по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание
психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися
универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных
знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
Именно метапредметные результаты будут являться
мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Цель разработки метапредметного подхода в
образовании и, соответственно, метапредметных образовательных технологий
методисты видят в том, чтобы решить
проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных
дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Уже в 1 классе на уроке обучения грамоте мы можем
увидеть набор метапредметных позиций, с которыми работает учитель: это и
«домик» (система), где живут гласные звуки, в котором почему-то есть свободные
«квартиры» (еще не изученные звуки и буквы). А вопрос о том, куда бы поселить
букву «я», становится главным для рождения гипотез, которые надо доказать. Построение урока по принципу «от общего – к
частному», заложенный в системе развивающего обучения, обучение самоконтролю и
самооценке, работа с различением звуков и букв, мягких и твердых звуков в звуко-буквенном
анализе и даже начальные пробы рефлексии под руководством учителя
(«почему у нас возник вопрос?») – все на уроке в первом классе работает на
освоение общих учебных умений.
Практически все разделы курса «Окружающий мир» могут
быть изучены не только по материалам учебников, но и при активном использовании
ресурсов Интернета. Это, прежде всего, электронные энциклопедии и словари,
сайты естественнонаучных музеев, а также любые материалы в Сети, подходящие для
получения информации по изучаемой теме.
Еще одно требование к метапредметным результатам
обучения «активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач» ставит вопрос об изменении в некоторых
подходах к изучению отдельных учебных предметов, в частности, к математике в
начальной школе. Визуализация обучения математике выходит на новый уровень –
уровень возможности моделирования и самопроверки, опоры на практический опыт
ребенка. Дети приобретают коммуникативные навыки, работая в группах. Учатся доказывать или опровергать мнение
товарищей, оценивать работу, организуя дискуссию. В игровой форме учатся
работать над гипотезами и находят способ
решения - наблюдение.
Ученик может использовать свои предметные знания в других областях.
А метапредметное правило можно
проверить на любом другом предметном материале.
Таким образом, универсальные
учебные действия — это совокупность способов
действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы,
обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений,
включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий
проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер,
обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития
и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней
образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой
деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны
с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия,
когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного
процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда
от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять
свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
|