Пятница, 17.05.2024, 04:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Серебрякова Наталья Леонидовна

Меню сайта
Видео дня
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
По какой программе Вы работаете?
Всего ответов: 46
Статистика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемно-диалогическое обучение

Урок изучения нового знания.

2 класс УМК «Начальная школа 21 века».

Тема: «Написание разделительного ъ знака».

  1 этап.  Постановка учебной проблемы.

Ø     Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Ø     Подводящий диалог

Ø     Сообщение темы урока мотивирующим приемом

Это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, Учитель организует ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ, который состоит из отдельных стимулирующих реплик. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Приемы создания проблемной ситуации-    Столкнуть мнения учеников  практическим заданием на новый материал        

Побуждение к осознанию противоречия-    Задание было одно? А как его выполнили?

Побуждение к формулированию проблемы-   Почему так получилось? Чего мы не знаем?

 

Методы постановки проблемы и фиксация темы урока  Побуждающий от проблемной ситуации  диалог может разрешиться как вопросом, так и темой. При использовании подводящего диалога и сообщения с мотивирующим приемом учебная проблема обычно выступает как тема. После того как учебная  проблема сформулирована, ее необходимо зафиксировать на доске.

Таким образом, при проблемно-диалогических методах обучения тему формулируют ученики либо при постановке проблемы, либо после поиска решения, а учитель фиксирует ее на доске.  

Методы поиска решения и фиксация опорного сигнала. Довольно часто по ходу «открытия» учениками нового знания учитель создает на доске опорный сигнал.

Таким образом, при проблемно-диалогических методах опорный сигнал создается по ходу урока. Если он создается учителем при поиске решения, то служит средством, облегчающим ученикам «открытие» знания. Если он создается после поиска решения, то служит средством самостоятельного выражения знания учениками

Выводы. При проблемно-диалогических методах содержание урока фиксируется в виде темы и опорного сигнала. Формулирование темы и создание опорного сигнала может происходить как при введении знаний, так и сразу после него. В любом случае тема и опора должны появиться на доске до этапа упражнений и задач, чтобы способствовать успешному их выполнению

 

Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог?

1.     Коммуникативные – работать в диалоге

2.     Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

3.     Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной или этической оценки ситуации взаимодействия

4.     Регулятивные – умение организовывать деятельность

 

Сложные моменты изучаемой темы может вполне рассказать учитель.

Важно не то, чтобы ученики сами "открыли" все новые знания, важно чтобы они приняли в этом участие.

На этом этапе урока "самостоятельное" открытие знания детьми получается не всегда, но к этому следует стремиться.

После совместного открытия важнейших знаний   важную роль во 2-4 классах играет работа с учебниками.

         Важно, чтобы школьники смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться.

Чтобы добиться этого, можно при изучении нового материала использовать несколько полезных правил:

 

Презумпция правильного ответа. Всякий ответ ученика, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл, должен считаться правильным. В процессе обсуждения учитель должен показать, к какому результату приведет данное суждение, найти полезную мораль из ответа и постараться подвести ребенка и класс к правильному ответу.

Пусть ученик говорит, как может, а учитель говорит, правильно. Объясняя свою мысль новой темы, ученик не может знать заранее многих новых слов. Если мы будем требовать сразу грамотного ответа, он просто замолчит. Поэтому учитель разрешает ученикам использовать любые слова, даже не совсем правильные. В ответ учитель похвалит ученика за ответ и поправит его.

На любой интересный творческий вопрос может быть больше одного правильного ответа. Не следует бояться разных ответов учеников, многие из них могут оказаться правильными. Учитель всегда сможет поправить и подкорректировать высказывание школьника.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Подробнее о технологии проблемного диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой pdo-mel.ru, на сайте ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru или http://nachalka1-4.ucoz.ru.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nata (14.12.2011)
Просмотров: 2063 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Омское время
Добро пожаловать!
Время жизни сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz