«Сценирование
уроков, реализующих цели формирования УУД»
В соответствии с ФГОС предметные результаты стали неединственными,
должны присутствовать все 3 группы результатов. Они должны работать в системе,
так как помогают формировать друг друга:
1- Личностные
2- Метапредметные
3- Предметные
Системно- деятельностный подход в
обучении- это проза учительского труда. На современный урок мы идем с новой
установкой: «Я формирую 3 группы результатов».И в этом может помочь учителю
только сам учитель, его внутренняя установка понять и принять универсальные
учебные действия (УУД).
Что было характерно для знаниевой парадигмы
Действительно, главное были
предметные результаты. А ведь научные знания полностью меняются 1 раз в 5 лет,
а по некоторым дисциплинам, например, по информатики, 1 раз в год. И что
получается? В 11 классе эти знания устаревают. Поэтому давать только научные
знания бесполезно. Вот почему повышение квалификации педагогов проводится 1 раз
в 5 лет.
Наша главная задача сейчас- …
Правильно- это учить способам действий, как
учиться, т.е. универсальным учебным действиям.
Главным результатом современного Российского образования должно
стать …
Конечно, это умение учиться всю жизнь, т.е.
полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности, а для этого
у ребенка должны быть познавательные и учебные мотивы.
Давайте подробнее разберем виды УУД.
Личностные УУД:
Это, во-первых, наличие у ребенка внутренней
мотивации и только это условие окажет влияние на его образование. Значит, мы
должны сформировать потребность учиться и, во-вторых, умение ученика вести
коммуникацию.
В личностных УУД выделяют самоопределение и
смыслообразование. Что касается учащихся начальной школы, то самоопределение
значит осознание ребенка себя учеником, что он находится в школе, а учитель-
это не мама, ведущий вид деятельности- учебный. Но процесс осознания себя как
ученика надо сделать учителю интересным для каждого ребенка.
Смыслообразование- это если
ребенок видит смысл в работе, то качество будет лучше, связывать работу
необходимо с личным опытом ребенка.
Познавательные УУД:
1)общеучебные
2)логические
3)постановка и решение проблем
При
структурировании урока надо думать о выбранном способе работы (
индуктивном сначала, т.е. от простого к сложному, а затем дедуктивному, т.е. от
сложного к простому)
Одним из элементов общеучебных
действий является смысловое чтение:
- чтение для понимания содержания
текста;
- чтение для понимания смысла
текста;
- чтение для создания своего
текста;
Эту последовательность не стоит
нарушать и использовать их систематически.
ФГОС требует в качестве
результата образования также наличие у ученика умение ставить и решать
проблему; выделяется это требование как отдельный вид познавательных УУД.
А «проблемами» просто изобилуют
УМК, например, «Вставь пропущенные буквы», «Восстанови структуру изложения
сказки». Ребенок должен четко понимать, что от него требуется,
т.е.формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создание собственных
способов решения.
Регулятивные УУД:
Главный тезис данного вида-
ребенок должен учиться сам, а мы ему помогаем. Здесь приоритетным выступает
волевая саморегуляция- постоянно ученик сам анализирует свою деятельность,
общается сам, иначе мы ничего не получим на выходе.
Коммуникативные УУД:
Виды коммуникаций:
1.как взаимодействие. Учет
позиции собеседника или партнера по деятельности. Вот почему от фронтальной работе
на каждом уроке уходим .Если фронтальная работа занимает 30 или более процентов,
то качество стремиться к 0.Предпочтение надо отдавать парным, групповым,
интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем
вырабатывается общее мнение.
2.как сотрудничество. Это
согласование усилий по достижению общей цели- ориентация на партнера, т.е. одно
задание на всех.
3.как развитие речи=
интериоризация. Это умение использовать стили и способы построения речевой
коммуникации.
|